ЗА ГРАНЬЮ ПРИВЫЧНОГО
Живем в долг, надеемся на удачу. Стараемся быть во что бы то ни стало счастливыми сейчас, сию минуту, не задумываясь о цене и последствиях. И глобальный кризис, задевший все страны, компании и миллионы людей, - тому лишнее подтверждение. Но это лишь цветочки, а что впереди? Не за горами «нефтяной пик», когда на планете останется лишь половина нефтяных запасов. Стремительно разрушается экосистема, которая обеспечивает нас воздухом, водой, пищей и кровом. А население планеты ежегодно увеличивается на 80 миллионов человек, что требует огромных ресурсов. Подсчитано, что к 2050 году человечеству понадобится в 2 раза больше ресурсов, чем может предоставить планета. С каждым годом все глубже становится пропасть между богатыми и бедными странами, за последние 100 лет она увеличилась в 10 раз. На собственные прихоти люди тратят куда больше, чем на нечто полезное. Например, на все среднее образование в мире расходуется 6 миллиардов долларов, в то время как только в Европе на потребление табака тратят 60 миллиардов долларов. И этой печальной статистике нет конца.
Человечество уверенно и все с большей скоростью движется в тупик. Такой вывод можно сделать после прочтения книги Марио Райха и Саймона Долана «Глобальный кризис» (издательство «Претекст»). Но это не очередная «страшилка» на потребу скучающему обывателю. Авторы всерьез обеспокоены глобальными проблемами, стоящими перед человечеством, которые способны привести к полному уничтожению нашей цивилизации в недалеком будущем. Все, о чем они пишут - климатические изменения, разрушение экологических систем, природные аномалии, неконтролируемый стремительный рост населения планеты, бесконечные вооруженные конфликты, борьба за ресурсы, - конечно, не новость. Но ученые-экономисты не только представили всесторонний и глубокий анализ ключевых проблем, угрожающих самому существованию человечества на Земле, но и попытались привести возможные варианты их решения благодаря использованию уникальной инновационной методики. Понятно, что они не предлагают некую панацею от всех бед, возможно, их варианты кому-то покажутся своего рода утопией, но в их рассуждениях много интересного и разумного, хотя на первый взгляд способы решения проблем и представляются маловозможными.
М. Райх и С. Долан полагают, что капитализм с его «экономизмом», с его необузданным стремлением к получению наибольших материальных благ и навязанной миру в качестве ведущей идеологии обогащения, давно исчерпал себя и ведет человечество в пропасть. Они предлагают разработать новую мировую идеологию и перейти к «этическому бизнес-менеджменту, основанному на глубоком понимании как своих внутренних потребностей, так и условий окружающего мира, в котором ведется бизнес».
Незамедлительно требуется иное миропонимание, в котором главенствует не экономика, а баланс экономических, этических, эмоциональных и духовных ценностей. Человек должен от эгоистического личного счастья перейти к пониманию и осуществлению баланса ценностей, без которого невозможно существование нашей цивилизации. Для этого предстоит изменить сознание не только каждого отдельного человека, но и поведение всех рас, классов и государств. Задача представляется заранее обреченной на провал. И решить ее можно, когда все поймут неизбежность глобального кризиса. Пока это кажется невозможным. Именно поэтому ученые-экономисты и дали своей книге подзаголовок - «За гранью очевидного». С помощью «мудрых людей» - известных всему миру политиков, гуру менеджмента и руководителей - они попытались выйти за грань сегодняшнего дня и представить будущее, чтобы набросать проекты спасения человечества. Они пишут: «Если мы не намерены отказаться от своего замечательного мира, чтобы и дальше наслаждаться нашей прекрасной голубой планетой, сохраняя ее для будущих поколений, если мы не хотим разрушить ее ради краткосрочной выгоды и обменять цветущий ландшафт на абстрактные банковские счета, то нужно преодолеть повсеместный эгоизм людей, которые заботятся только о себе и готовы пожертвовать всем остальным в угоду собственным интересам. Будущее нашей планеты - в наших руках, мы можем изменить судьбу нашего вида. Настало время строить новое общество! Прямо сейчас». И шагом к этому стала книга «Глобальный кризис».
19-07-2012
Московская правда
РАДИ СПАСЕНИЯ ... ДУМАЙ ПО-ДРУГОМУ
Читатель может сказать: «Еще одна книга двух западных профессоров». Но на самом деле это не так. Марио Райх консультирует и работает в реальных проектах, и только Саймон Долан - руководитель кафедры управления персоналом и организационного поведения Университета им. Рамона Лала (Высшая школа бизнеса ESADE) в одном из ведущих вузов мира для будущих директоров и основателей компаний. В своем издании они собрали мудрость высшей школы Запада, потому что систематизировали идеи интеллектуальной элиты Европы и Америки. Даже обложку делали в элитной «лаборатории дизайна» Артема Лебедева.

Мнение элиты далеко от оптимистического, но и безнадежно трагическим его не назовешь. Ухудшение экологической обстановки, рост населения планеты, военные конфликты, совершенствование видов оружия, борьба за ресурсы - авторы показывают, что с прежними устремлениями мы будем жить нелегко. Но, с другой стороны, кризис может привести к смещению акцентов, более бережному расходованию ресурсов, заставить предпринимателей искать новые технологии, потребителей отказаться от бездумного потребительства, и в итоге этот кризис даже оздоровит нашу жизнь. Потому что такие кризисы существенно перетряхивают общество, меняют многие фигуры у власти, расставляют новые приоритеты - и люди начинают уже думать по-новому. Но только при условии перехода на новое мышление, в котором и кроется спасение.

«Мы переживаем Великую трансформацию человеческой культуры», - завершают свою книгу мыслители. Остается надеяться вместе с ними и изучить их аргументы. «Движущие силы Великой трансформации связаны с образом мысли и действий, господствующими в нашей культуре»,- таково профессорское мнение, и они считают, что начинать нужно с изменения общественного сознания: отказа от соперничества и внедрения новых идей сотрудничества. Ценным в их книге можно назвать также то, что они приводят соображения ведущих бизнесменов и маркетологов по этому поводу.
01-05-2009
Журнал "Читаем вместе"